Тема 1.1 Организация
государственной статистики в Российской Федерации
1.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране
осуществляет Федеральная служба государственной статистики (Росстат) как
федеральный орган исполнительной власти.
2.
Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной
статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской
Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством
Российской Федерации, функции по контролю в сфере государственной
статистической деятельности.
3.
Федеральная служба государственной статистики находится в ведении
Министерства экономического развития Российской Федерации. Федеральная служба
государственной статистики руководствуется в своей деятельности Конституцией
Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными
законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской
Федерации, нормативными правовыми актами Министерства экономического развития
Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также
настоящим Положением.
4.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет свою
деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во
взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного
самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
5.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет следующие полномочия
в установленной сфере деятельности:
-
представляет
в установленном порядке официальную статистическую информацию Президенту
Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Федеральному Собранию
Российской Федерации, иным органам государственной власти, органам местного
самоуправления, средствам массовой информации, организациям и гражданам, а
также международным организациям;
-
разрабатывает
и утверждает в установленном порядке в пределах своей компетенции официальную
статистическую методологию для проведения федеральных статистических наблюдений
и формирования официальной статистической информации, обеспечивает соответствие
указанной методологии международным стандартам и принципам официальной
статистики;
-
согласовывает
официальную статистическую методологию, формируемую и утверждаемую субъектами
официального статистического учета;
-
разрабатывает
совместно с субъектами официального статистического учета федеральный план
статистических работ и подготавливает предложения по его актуализации;
-
утверждает
формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению по
представлению субъектов официального статистического учета, если иное не
установлено федеральными законами;
-
координирует
деятельность в сфере официального статистического учета при разработке
федерального плана статистических работ, подготовке предложений по его актуализации,
а также при утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний
по их заполнению;
-
осуществляет
подготовку, методологическое обеспечение, проведение федеральных статистических
наблюдений в установленной сфере деятельности и обработку данных, полученных в
результате этих наблюдений, в целях формирования официальной статистической
информации;
-
разрабатывает
и ведет в установленном порядке общероссийские классификаторы
технико-экономической и социальной информации в установленной сфере деятельности;
-
обеспечивает
заинтересованных пользователей данными бухгалтерской отчетности юридических
лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.
6.
В основу организации статистической работы в России положены следующие принципы:
централизованное руководство статистикой; единое
организационное строение и методология; неразрывная связь статистических
органов с органами государственного управления; цензовая организация учёта,
т.е. сочетание сплошного учета по крупным и средним предприятиям всех форм
собственности с выборочными обследованиями и переписями для малого бизнеса и
предпринимательства; конфиденциальность индивидуальных данных при доступности
сводной статистической информации.
7.
Официальный статистический учет - деятельность, направленная на проведение в
соответствии с официальной статистической методологией федеральных
статистических наблюдений и обработку данных, полученных в результате этих
наблюдений, и осуществляемая в целях формирования официальной статистической
информации;
8.
Система государственной статистики - государственная федеральная информационная
статистическая система. Она представляет собой совокупность позволяющих
осуществлять официальный статистический учет первичных статистических данных и
административных данных, формируемой на их основе в соответствии с официальной
статистической методологией официальной статистической информации и
обеспечивающих формирование такой информации информационных технологий и
технических средств;
9.
Официальная статистическая информация - сводная агрегированная
документированная информация о количественной стороне социальных,
экономических, демографических, экологических и других общественных процессов в
Российской Федерации, формируемая субъектами официального статистического учета
в соответствии с официальной статистической методологией;
10.
Субъекты официального статистического учета - федеральные органы государственной
власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование
официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
11.
Федеральное статистическое наблюдение - сбор первичных статистических
данных и административных данных субъектами официального статистического учета;
12.
Первичные статистические данные - документированная информация по формам федерального
статистического наблюдения, получаемая от респондентов, или информация,
документируемая непосредственно в ходе федерального статистического наблюдения;
13.
Пользователи официальной статистической информацией - государственные органы, органы
местного самоуправления, юридические и физические лица, обращающиеся к системе
государственной статистики или субъектам официального статистического учета за
получением необходимой им статистической информации и (или) пользующиеся такой
информацией.
14.
Под классификацией обычно понимается устойчивое разграничение
единиц наблюдения, которое используется в течение длительного времени.
Классификации могут подвергаться более или менее существенным изменениям, когда
возникает необходимость отразить произошедшие изменения в объекте наблюдения.
Классификации утверждают, как правило, в качестве национального или
международного стандарта. Таким образом, создаются классификаторы – кодированные
перечни множества качественных признаков, описывающих изучаемое явление.
15.
Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной
информации (далее
- общероссийские классификаторы) - нормативные документы, распределяющие
технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее
классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными
для применения при создании государственных информационных систем и
информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок
разработки, принятия, введения в действие, ведения и применения общероссийских
классификаторов в социально-экономической области (в том числе в области
прогнозирования, статистического учета, банковской деятельности,
налогообложения, при межведомственном информационном обмене, создании
информационных систем и информационных ресурсов) устанавливается Правительством
Российской Федерации.
16.
Важнейшими классификаторами являются:
- ОКАТО – общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления – предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в сфере статистики. Объектами классификации в ОКАТО являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, округа, районы, города и т. п.
- ОКВЭД – общероссийский классификатор видов экономической деятельности – предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них. ОКВЭД используется при осуществлении государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов, при подготовке статистической информации для сопоставлений на международном уровне.
- ОКОГУ – общероссийский классификатор органов государственной власти и управления – предназначен для упорядочения и систематизации информации об органах государственной власти и управления, для проведения статистического учета и обеспечения государственных статистических наблюдений.
- ОКФС – общероссийский классификатор форм собственности – предназначен для формирования информационных ресурсов, регистров, реестров и кадастров, содержащих сведения о субъектах гражданского права, решения аналитических задач в области статистики. Объектами классификации ОКФС являются формы собственности.
- ОКОПФ – общероссийский классификатор организационно-правовых форм – также предназначен для решения аналитических задач в сфере статистики. Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы.
- ОКСМ – общероссийский классификатор стран мира – предназначен для идентификации стран. Объектами классификации ОКСМ являются суверенные государства или любые другие территории, имеющие политические, экономические, географические или исторические особенности.
Все вышеперечисленные классификаторы входят в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации (ЕСКК) и разрабатываются в соответствии с нормативно-правовой базой, действующей в Российской Федерации, и гармонизируются со Статистической классификацией, принятой в Европейском экономическом сообществе. При разработке этих классификаторов используют иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования.