Тема 2.1 Статистика продукции
1.
Деятельность любого промышленного предприятия является производство
продукции, которая выступает результатом процесса производства в его
натурально-вещественной форме и стоимостной форме. С объемом продукции связаны
размер прибыли, рентабельность и т.д. Показатели продукции занимают одно из
центральных мест в системе показателей статистики на промышленном предприятии.
2.
Под продукцией промышленности понимают прямой полезный результат
промышленно-производственной деятельности предприятий, выражающийся либо в
форме продуктов, либо в форме работ и услуг промышленного характера.
3.
Основными задачами статистики объёма производства и реализации продукции на предприятиях
являются:
-
оценка
динамики по основным показателям объёма, структуры и качества продукции
-
выявление
степени влияния основных факторов на показатели объёма производства и
реализации продукции;
-
характеристика
выполнения плана по объему, ассортименту продукции с учетом выполнения
договорных обязательств; характеристика ритмичности производства, выпуска и
реализации продукции.
4.
Статистический учет продукции имеет ряд особенностей:
-
Во-первых,
что промышленной продукцией считается результат деятельности предприятия, т.е.
то, к чему был приложен труд. Поэтому если часть поступившего на предприятие
сырья была без переработки реализована на сторону, то она не войдет в объем
продукции данного предприятия.
-
Во-вторых,
учитывается результат именно промышленно-производственной (т.е. основной), а не
всей деятельности предприятия. Это означает, что продукция непромышленного
производства, например продукция подсобного сельского хозяйства, капитального
строительства, столовых, а также работы по капитальному и текущему ремонту
зданий и сооружений включаются в объем продукции других отраслей материального
производства (соответственно сельского хозяйства, капитального строительства и
т.д.).
-
В-третьих,
учитывается прямой результат промышленно-производственной деятельности,
соответствующий ее непосредственной цели. Таким образом, к промышленной
продукции не относятся технологические отходы, получаемые в связи с неполным
использованием исходного сырья и материалов: металлическая стружка на
предприятиях машиностроения, опилки и обрезки на лесопильных заводах, обрезки
кожи на кожевенно-обувных комбинатах и т.д. Но если отходы используются для
производства продуктов, то они учитываются в стоимости этих продуктов. От
отходов следует отличать сопряженные продукты, которые получаются в процессе
производства основных продуктов. Они имеют самостоятельное значение, и их
выпуск включается в объем продукции предприятия.
-
В-четвертых,
выделяется полезный результат промышленно-производственной деятельности,
который удовлетворяет установленным требованиям и может быть использован по
прямому назначению. Поэтому не считается продукцией производственный брак всех
видов, в том числе и реализованный на сторону.
5.
В зависимости от степени готовности продукцией предприятия могут быть готовые
изделия, полуфабрикаты, незавершенное производство.
6.
Статистический учет продукции может
осуществляться в натуральном,
трудовом и стоимостном выражении.
Продукт в натурально-вещественной форме может учитываться в натуральных
единицах измерения (в физических единицах - шт., т, кг).
Учет продукции в
натуральном выражении позволяет осуществить контроль за выполнением производственного плана и
предупредить возникновение диспропорций в работе отдельных подразделений
(цехов) предприятия. В отчетности предприятий в натуральном выражении
показывается выпуск не всех видов продукции, т.к. это сильно увеличивало бы
объем отчетности. Номенклатура важнейших видов продукции, выработка которых
должны показываться в натуральном выражении, разрабатывается органами
государственной статистики. Разновидностью натурального учета является учет продукции
в условно-натуральных измерителях.
Для определения объёма продукции в
условных натуральных единицах следует объём продукции в натуральных единицах
измерения умножить на коэффициент пересчёта.
,
Где
Сущность учета продукции в трудовом
выражении заключается в том, что объем выработанной продукции
измеряется в нормативных человеко-часах, т.е. количеством труда, которое
необходимо затратить на выработку данной продукции по действующим нормам. Для
этого количество продукции каждого вида в натуральном выражении (qHi) умножают на нормативную
трудоемкость единицы (tНОРМ i ); произведения суммируют.
Полученный показатель правильнее
называть показателем объема производственной работы, а не объема продукции.
Этот метод используется для контроля за работой цехов, участков, бригад.
Аналогично
условно-натуральным показателям, объем продукции (производственной работы)
может быть рассчитан в условно-трудовых показателях. В данном
случае так же количество разнообразных видов продукции при помощи коэффициентов
перевода выражают в условных единицах. Коэффициенты перевода определяют на
основе соотношения трудоемкости различных видов продукции. ,
Где
Обобщающую характеристику
производства продукции в целом по предприятию, по совокупности предприятий, по
отрасли, по экономике в целом можно получить только с помощью стоимостного
учета.
7.
Учет продукции на микроуровне (в фирме, на
предприятии), а также в отрасли должен быть сопоставим по методологии с
макроэкономическим учетом, т.к. показатели продукции по отдельным видам
экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД используются в СНС при
вычислении ВВП. В качестве основных показателей отрасли используются показатели
валового
выпуска (ВВ) и валовой добавленной стоимости (ВДС).
Показатели выпуска и ВДС исчисляются в текущих (на момент производства, а не
момент реализации) и постоянных ценах. Оценка показателей продукции в
постоянных ценах используется для изучения динамики физического объема
произведенной продукции.
8.
На практике используется система стоимостных показателей, в состав
которой включаются валовой оборот, валовая, товарная, реализованная и чистая
продукция. Каждый из этих показателей имеет самостоятельное
экономическое назначение.
9.
Часто в практике управления предприятием необходимо оценить изменение физического объема произведенной
товарной (реализованной) продукции. По всему ассортименту продукции это
можно сделать только в сопоставимых ценах. Динамику физического объема
продукции можно определить на основе системы взаимосвязанных индексов, зная
индекс динамики стоимости произведенной (реализованной) продукции и общий
индекс цен на данную продукцию (дефлятор):
.
10.
Для анализа стоимостного объема отгруженной и оплаченной продукции можно
использовать следующие статистические показатели:
1)
Валовой
оборот предприятия – ВО - является суммой соответствующих данных по отдельным
подразделениям предприятия. ВО=
2)
Доля
валовой продукции в валовом обороте – обратная величина к
отношению ВО/ВП- коэффициенту внутрипроизводственного комбинирования,
показывает, сколько рублей произведенной
валовой продукции приходится на 1 руб. валового оборота, то есть долю валовой
продукции в стоимости валового оборота. Если этот коэффициент сокращается, это
значит, что уменьшилась стоимость валовой продукции и выросла стоимость
внутризаводского оборота, что может говорить об изменениях в организации
производственного процесса, вызвавших удлинение стадий обработки.
3)
Коэффициент
товарности характеризует
стоимость товарной продукции, приходящейся на 1 руб. валовой продукции.
Снижение этого коэффициента говорит об увеличении элементов, не входящих в стоимость
товарной продукции, а именно увеличение остатков незавершенного производства на
складе. Это может косвенно свидетельствовать о плохом качестве
внутрипроизводственного планирования.
4)
Коэффициент
отгрузки характеризует стоимость
отгруженной продукции по отношению к стоимости товарной продукции. Снижение
этого коэффициента может косвенно свидетельствовать о недостатках в работе
отдела сбыта, т.к. показывает, что на складе готовой продукции остатки
увеличились.
5)
Коэффициент
оплаты характеризует
соотношение стоимости реализованной и отгруженной продукции. Если этот
коэффициент увеличивается, значит, возрастает выручка от реализации на 1 руб.
отгруженной продукции, и можно предположить, что в отчетном периоде на
предприятии улучшен контроль за своевременностью поступления платежей от
покупателей продукции
11.
Объем товарной, отгруженной или оплаченной продукции анализируется также
с точки зрения изменения в структуре продукции, т.к. сдвиги в структуре
продукции оказывают влияние на динамику выпуска и реализации продукции,
производительность труда, себестоимость и прибыль. Структурные сдвиги,
вытекающие из потребностей покупателей и заказчиков, обоснованные техническим
прогрессом и экономическими расчетами, получают положительную оценку. Изменения
в составе продукции, связанные с неорганизованностью в работе, недостатками
снабжения и оперативного планирования и управления, получают отрицательную
оценку.
12.
Важным показателем деятельности промышленного предприятия является
качество продукции. Высокий уровень качества продукции способствует повышению
спроса на нее и увеличению суммы прибыли не только за счет объем продаж, но и
за счет более высоких цен.
13.
Характеристика качества может быть дана в виде некоторого набора значений
тех свойств изделий, которые существенны для удовлетворения потребностей
(показатели производительности, надёжности, долговечности и т.п.).
14.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции
независимо от ее вида и назначения:
-
Удельный
вес новой продукции в общем выпуске;
-
Удельный
вес аттестованной и неаттестованной продукции;
-
Удельный
вес продукции высшей категории качества;
-
Удельный
вес продукции, соответствующей мировым стандартам.
-
Косвенные
показатели качества производимой продукции – штрафы за некачественную
продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потри от брака и т.п.
Сложность количественного
анализа качества, применения, например, индексного метода в данном анализе,
заключается в том, что признаки должны быть выражены количественно. Качество же
не всегда имеет количественную оценку и может выражаться атрибутивным
(альтернативным) признаком: продукция, сертифицированная и не
сертифицированная; продукция, соответствующая и не соответствующая техническим
условиям.
15.
Получение сводной (интегральной) оценки качества продукции возможно
различными способами:
-
Оценка
качества продукции по сравнению с эталоном производится с помощью интегрального
коэффициента, который представляет собой сумму модулей относительных отклонений
(в долях единицы) фактических величин от эталонных по всем анализируемым
показателям качества.
-
Оценка
качества продукции по нескольким показателям с помощью перемножения частных
показателей качества.
-
Для
оценки качества и конкурентоспособности изделия возможно применение метода
балльной оценки, в соответствии с которым каждому качественному параметру
изделия выставляется балл с учетом значимости этого параметра для изделия в
целом и избранной для оценки шкалы - 5- 10- 100-балльной. После этого
определяется средний балл изделия, характеризующий уровень его качества в
баллах. Путем деления цены изделия на средний балл исчисляют стоимость одного
среднего балла:
Подобный расчет
целесообразно проводить при сравнительном анализе изделий для решения вопроса
об их запуске в производство или эффективности предлагаемых качественных
усовершенствований. Вычисленный показатель среднего балла затем используют для
расчета новой цены изделия.
16.
В некоторых отраслях промышленности, связанных с особыми условиями
производства и требованиями к качеству продукции, например, в электронной
промышленности, как правило, не достигается стопроцентного выпуска годных
изделий. Предприятия таких отраслей в планах предусматривают технологические
потери, учитывающие этот процент. При повышении фактического выхода годных
изделий снижаются затраты на технологические потери. В этом случае по
специальной методике рассчитывается фактический выход годных изделий в % ко
всему выпуску, а затем разность 100% и фактического выхода определяет затраты
на бракованную продукцию.
17.
Обобщающий показатель качества можно исчислить по формуле:
,
где СБ - стоимость забракованной в процессе производства
продукции, ден. ед.;
СД - стоимость дефектной
продукции, за которую по рекламациям уплачен штраф, ден.
ед.;
СГ
- стоимость продукции, подвергнутой гарантийному ремонту, ден.
ед.;
СФ
- стоимость продукции, фактически реализованной за отчетный период, ден. ед.
Чем ближе величина коэффициента
качества к нулю, тем лучше работает предприятие.
18.
Динамика качества по совокупности продукции изучается с помощью индекса
качества продукции, который представляет собой средний арифметический индекс из
индивидуальных индексов качества по отдельным видам продукции:
, где
- индивидуальный
индекс качества по определенному виду продукции, причем в качестве параметра a может
выступать и показатель определенного свойства продукции, и интегральный
коэффициент качества продукции по сравнению с эталоном. Разница числителя и
знаменателя этого индекса показывает экономический эффект от изменения качества
продукции. Если значение числителя больше знаменателя , то налицо повышение
качества продукции, в результате которого предприятие получает накопление, и наоборот.
19.
Политика предприятия должна изначально иметь целью высокое качество
продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на
любом предприятии. Его необходимо учитывать. Брак может быть обнаружен на самом
предприятии - производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере
реализации или в процессе использования продукции брак свидетельствует как о
плохом качестве продукции, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.
Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их
рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства.
Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и
моральный ущерб, сказываясь на его репутации.
20.
При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели. Абсолютный размер брака представляет
собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на
исправление исправимого брака (АБ). Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из
абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы
удержаний с лиц — виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку
некачественных материалов (АПБ). Как правило, АБ ³. АПБ..
Относительные
показатели размера
брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера
брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости
товарной продукции.
21.
Стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии
брака (Dq)., можно определить, умножив
фактический объем товарной продукции в плановых ценах (q1×pПЛ) на долю окончательного брака производственной по
производственной себестоимости (dОБ):
Dq = q1 × pПЛ× × dОБ
22.
Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует
начинать с изучения причин их возникновения, которые условно можно свести к
следующим: производственно-технологические; конструктивные недостатки; качество
сырья и комплектующих изделий; вина рабочих; прочие. Это позволит более точно определить размер излишне
израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества
продукции.
23.
Под ритмичностью производства и реализацией
продукции понимают
выпуск и реализацию продукции в соответствии с плановым графиком за каждый
отрезок времени в течение отчетного периода в установленном ассортименте и в
сроки в соответствии с заключенными договорами. Наиболее общими показателями,
характеризующими ритмичность производства являются показатели, характеризующие
выполнение месячных планов. Количественную оценку, характеризующую ритмичность
дает коэффициент ритмичности. Коэффициент
ритмичности (Критм) определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (Qф в пред. плана)
(или ее удельного веса) к плановому выпуску (удельному весу) (Qпл ):
24.
Основной формой федерального статистического наблюдения за производством
и отгрузкой товаров и услуг" является форма N П-1 "Сведения о
производстве и отгрузке товаров и услуг". Форму N П-1 предоставляют все
юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также
некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство
товаров и услуг для реализации другим юридическим и физическим лицам (кроме
субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и прочих
финансово-кредитных организаций), средняя численность работников которых за
предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и
договорам гражданско-правового характера.
Сведения о продукции содержатся также в формах
статистической отчётности: N 1-предприятие "Основные сведения о
деятельности организации"; N ПМ-пром
"Сведения о производстве продукции малым предприятием"; N 1-ИП (мес) "Основные сведения о деятельности индивидуального
предпринимателя"; N 1-РП (срочная) "Сведения о состоянии расчетов за
отгруженную продукцию, выполненные работы (услуги)" и др.