Тема 2.7 Статистика себестоимости

1.              Себестоимость продукции относится к числу важнейших качественных показателей, в обобщенном виде отражающих все стороны хозяйственной деятельности предприятий (фирм, компаний), их достижения и недостатки. Уровень себестоимости связан с объемом и качеством продукции, использованием рабочего времени, сырья, материалов, оборудования, расходованием фонда оплаты труда и т.д. Себестоимость, в свою очередь, является основой определения цен на продукцию. Снижение ее приводит к увеличению суммы прибыли и уровня рентабельности. Чтобы добиваться снижения себестоимости, надо знать ее состав, структуру и факторы ее динамики. Все это и является предметом статистического изучения при анализе себестоимости.

2.              Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. В себестоимости учитываются затраты прошлого труда, перенесенные на вновь созданную продукцию, издержки, связанные с использованием живого труда и прочие затраты. Себестоимость является частью стоимости продукции и показывает, во что обходится производство продукции для предприятия (фирмы).

3.              Статистика себестоимости продукции опирается на данные бухгалтерского учета, посредством которого являются определение общей суммы затрат, группировка их по видам и калькулирование себестоимости единицы продукции. Задачами статистического изучения себестоимости продукции являются:

-                 установление степени выполнения плана по себестоимости,

-                 определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнения плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых;

-                 изучение структуры себестоимости по видам затрат и выявление влияния изменения структуры затрат на динамику себестоимости:

-                 обобщающая характеристика динамики себестоимости продукции;

-                 исследование факторов, определяющих уровень и динамику себестоимости, и выявление возможности ее снижения;

-                 выявление резервов дальнейшего снижения себестоимости продукции.

4.              Необходимо различать общую себестоимость всей произведенной продукции и индивидуальную себестоимость – затраты на производство только одного изделия. В практике статистики различают два основных вида себестоимости по степени учета затрат: производственную и полную.

Для изучения себестоимости продукции применяются основные статистические методы: группировок, средних и относительных величин, графический, индексный, а также метод сопоставления. Метод группировок используется при исследовании структуры себестоимости продукции по элементам и статьям калькуляции. Важнейшей является группировка затрат по элементам. Она дает возможность судить об объеме расхода сырья, материалов, топлива, энергии и т.д. Группировка затрат по элементам нужна также для исчисления величины чистой продукции.

Группировка по статьям калькуляции позволяет произвести распределение всех расходов предприятия по тому или иному конкретному назначению. Эта группировка имеет большое значение, так как дает возможность выявить затраты на отдельных участках производства и тем самым вклад каждого участка в себестоимость продукции.

Метод средних и относительных величин применяют при вычислении средних уровней себестоимости для однородной продукции, при изучении структуры и динамики себестоимости.

Графический метод помогает наглядно представить структуру себестоимости, происходящие в ней изменения, а также динамику ее составных частей.

Индексный метод необходим для сводной характеристики динамики себестоимости сравнимой и всей товарной продукции, для изучения динамики и выявления влияния на нее отдельных факторов

5.              После того как все затраты предприятия в их абсолютном выражении сгруппированы по элементам или по калькуляционным статьям расходов, важно определить удельный вес отдельных элементов или статей и их соотношение в общей величине затрат на производство. Таким образом, можно установить, какие элементы или статьи имеют наибольший удельный вес в общей величине затрат, и исходя из этого наметить основное направление мероприятий по снижению себестоимости продукции. На основе группировки затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей.

6.              На тех предприятиях, на которых изготавливаются разные виды продукции и в общем выпуске преобладает сравнимая продукция, вычисляются показатели снижения себестоимости сравнимой товарной продукции. К сравнимой относят продукцию, которая производилась в отчетном и предыдущем периодах. Основным критерием сравнимости является сохранение продуктом потребительских свойств. Если в текущем году частично изменяются технология производства, потребляемое сырье или конструкция изделия, но при этом не утрачиваются его потребительские свойства, не изменяется утвержденный стандарт, то такое изделие остается сравнимым. К несравнимой относится продукция, впервые выпускаемая в отчетном году и, следовательно, не имеющая базисной себестоимости, а также продукция, которая в предыдущем году выпускалась в опытном порядке или только осваивалась, что обычно бывает связано с относительно высокими затратами.

7.              В настоящее время предприятия самостоятельно разрабатывают задания по снижению себестоимости отдельных видов продукции и уменьшению затрат на производство. Имея данные о себестоимости единицы изделия за предыдущий период (Z0), по плановым расчетам (Zпл) и за отчетный период (Z1), можно дать общую характеристику степени выполнения планового задания по снижению себестоимости и ее динамики, а также определить абсолютную сумму экономии или перерасхода в результате изменения себестоимости.

8.              Для оценки выполнения плановых заданий и динамики себестоимости сравнимой товарной продукции используют следующие три индекса.

1. Индекс планового задания:

Данный индекс характеризует изменение плановой себестоимости единицы изделия по сравнению со средней годовой себестоимостью предыдущего года в расчете на плановый объем и ассортимент продукции. Разность между числителем и знаменателем дает плановую сумму общей экономии (перерасхода) от изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:

2. Индекс выполнения планового задания:

Рассчитывается этот индекс только в аналитических целях и характеризует соотношение уровней фактической и плановой себестоимости в расчете на фактический объем и состав продукции, что устраняет влияние ассортиментных сдвигов. Разность между числителем и знаменателем дает размер сверхплановой суммы экономии (перерасхода), полученной вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:

3. Индекс фактического изменения себестоимости сравнимой товарной продукции:           

Последний показатель характеризует динамику себестоимости продукции. Поскольку в знаменателе индекса фигурирует фактическая себестоимость единицы продукции предыдущего года, то он охватывает только продукцию, сравнимую с предыдущим годом.

Разность между числителем и знаменателем дает сумму фактической экономии (перерасхода), полученную вследствие снижения (повышения) себестоимости продукции:              

9.              При изучении динамики себестоимости единицы продукции одного вида по совокупности предприятий рассматривается следующая система взаимосвязанных индексов средней себестоимости:

,

где - индекс средней себестоимости (индекс себестоимости переменного состава);

-индекс структурных сдвигов (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения структуры выпуска продукции, т.е.  изменение доли производства более дорогой и более дешевой продукции);

-индекс себестоимости постоянного состава (характеризует влияние на динамику средней себестоимости изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях);

-доля производства продукции с i-ым уровнем себестоимости в общем объёме продукции.

Абсолютное изменение средней себестоимости единицы продукции за счет каждого фактора в отдельности (за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях и за счет изменения структуры производства продукции) можно вычислить как разность числителя и знаменателя соответствующего индекса.

10.        На основе группировки затрат по экономическим элементам можно охарактеризовать структуру себестоимости продукции. В различных отраслях промышленности она неодинакова, поскольку отражает специфические особенности производства и разную техническую оснащенность отдельных отраслей. В зависимости от того, удельный вес каких затрат преобладает в их общей структуре, выделяют отрасли трудоемкие (угольная, горнорудная промышленность, лесозаготовки), материалоемкие (многие отрасли легкой и пищевой промышленности), энергоемкие (цветная металлургия), а также отрасли с большим удельным весом затрат на амортизацию (нефтедобывающая и газовая промышленность). Такая классификация имеет важное значение прежде всего для определения путей снижения себестоимости,

11.         Показатель затрат на 1 руб. реализованной продукции применяется для того, чтобы при анализе динамики себестоимости можно было учесть не только сравнимую продукцию. Для определения размера затрат на 1 руб. реализованной продукции следует сумму затрат на производство и реализацию всей продукции  разделить на сумму выручку от реализации продукции.

Плановый показатель затрат на 1 руб. товарной продукции:

,

где - количество единиц продукции каждого вида по плану,

- принятая в плане отпускная цена единицы продукции,

-плановая себестоимость единицы продукции.

Фактический показатель затрат на 1 руб. товарной продукции:

Затраты на 1 руб. фактически выпущенной товарной продукции, исходя из плановой себестоимости и плановых цен:

Фактические затраты на 1 руб. товарной продукции в ценах, принятых при составлении плана:

Расхождение фактического показателя с плановым может быть обусловлено

-      изменением себестоимости единицы продукции ();

-      иным объемом и составом продукции, чем было предусмотрено планом ();

-      также изменением отпускных цен на продукцию ().

Изменение фактического уровня затрат на рубль продукции по отношению к плановому показателю можно проанализировать с помощью индекса выполнения плана по затратам:

,

на основе которого можно построить следующую систему индексов (трёхфакторную мультипликативную модель):

,

где  - характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения одновременно всех трех факторов;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения объема и ассортимента продукции;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения себестоимости;

- характеризует изменение затрат на рубль продукции за счет изменения отпускных цен на продукцию.

Абсолютное изменение затрат на рубль продукции можно также разложить на три факторных прироста за счет каждого фактора в отдельности:

,

где  - абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет всех трех факторов вместе;

- абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения объема и ассортимента продукции,

- абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения себестоимости единицы продукции,

- абсолютное изменение фактических затрат на рубль продукции по сравнению с плановыми за счет изменения цен на продукцию.

12.        Для анализа динамики затрат можно использовать двухфакторные или трехфакторные мультипликативные модели.

1. Затраты на производство продукции по совокупности единиц зависят от изменения объема продукции и от изменения себестоимости единицы продукции по каждой единице совокупности:

.

Тогда имеем систему взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста затрат на производство продукции на два фактора:

.

2. В случае выпуска однородной продукции на различных предприятиях (различных подразделениях предприятия) можно использовать трехфакторную модель зависимости общих затрат от общего объема произведенной продукции, от структуры производства и от себестоимости единицы продукции по каждому предприятию (подразделению):

.

Тогда система взаимосвязанных индексов и разложение абсолютного прироста общих затрат следующие:

,

где  - абсолютное изменение затрат за счет изменения объема выпуска продукции;

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения структуры выпуска продукции (изменения доли производства более дорогой и более дешевой продукции);

 - абсолютное изменение затрат за счет изменения себестоимости единицы продукции на отдельных предприятиях.

13.        Основной формой федерального статистического наблюдения за затратами на производство и продажу продукции является форма N 5-З "Сведения о затратах на производство и продажу продукции (товаров, работ, услуг)" (квартальная). Эту форму предоставляют все юридические лица всех форм собственности, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации, осуществляющие производство товаров и услуг для продажи на сторону (кроме субъектов малого предпринимательства, организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения, бюджетных организаций, банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций).

 

Hosted by uCoz